воскресенье, 16 июня 2019 г.

Mumintroll - my new project

Здравствуйте! Моя «Сказка в коробочке» пополнилась новыми персонажами. В этот раз речь пойдет о героях финской писательницы Туве Янссон.
Туве Марика Янссон (швед. Tove Marika Jansson, 9 августа 1914 — 27 июня 2001) — финская писательница (правда, писала на шведском языке), художница, потомственный иллюстратор. Стала знаменитой благодаря своим книгам о муми-троллях. Чуть ли не с 10 лет Янссон стала иллюстратором популярного детского журнала, главным редактором которого была хорошая знакомая родителей.
 

Всемирная известность к Янссон пришла благодаря иллюстрированному книжному сериалу о муми-тролля. Муми-тролли - это очаровательные существа, обитающие в идиллической Муми-долине. Книги били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру. Например, «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка.
Слово «муми-тролль» появилось в 1930-е, когда Туве училась в Стокгольме и жила у своего дяди Эйнара Хаммерштена. Тот рассказывал ей о неприятных и пугающих «му-у-умитроллях», которые живут за печкой и охраняют его еду от ночных набегов племянницы. Они издают протяжные вздохи — отсюда название. С тех пор в дневниках Янссон стала использовать слово «муми-тролль» для обозначения чего-то ужасного или пугающего. Однако в какой-то момент писательница обратилась к собственным детским страхам и постепенно приручила их, а затем по-настоящему полюбила.
Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»).
В виде комиксов мумии-тролли появились впервые в 1954 году.
Рисовать комиксы Янссон помогал ее брат Ларс, который впоследствии придумывал и рисовал муми-комиксы на протяжении 20 лет, превратив их в очень доходный бизнес.
Еще интересный факт. По творчеству Янссон было защищено множество диссертаций, её сказки подвергались семиотическому и психоаналитическому анализу.
Итак, в основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома — дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и тёплая постель. Как например, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом («Комета прилетает»).
Указываются и другие мотивы творчества Туве Янссон, такие как свобода, тема одиночества.
Истории про мумии-троллей, что важно, заставляют задуматься и детей, и взрослых. В детстве одной из моих настольных книг был вот этот сборник сказочных повестей скандинавских писателей. Я обожала очаровательных персонажей Туве Янссон, принимая их такими, какие они есть,  на уровне своего детского восприятия.
В более взрослом возрасте стал нравиться кукольный мультфильм про мумии-троллей.
Не могу сказать, что являюсь поклонницей творчества Янссон и самих мумии-троллей. Но они – часть моего детства. И в этом их ценность.
В своем проекте задействовала не всех героев, а наиболее значимых для меня.
Вначале появились крошечные фигурки. С них все и началось.
А потом я обратилась к знакомым талантливым мастерам, которые и создали муми-персонажей в рамках моего любимого формата 1:12.
Теперь немного о самих муми-героях.

 Муми-дом в Муми-долине.
«…В конце концов они пришли в маленькую долину. Красивее им в тот день видеть ничего не довелось. И там, посреди зеленого луга, стоял дом, сильно напоминавший печь, очень красивый дом, выкрашенный голубой краской.
— Это же мой дом! — вне себя от радости воскликнул папа. — Он приплыл сюда и стоит теперь здесь, в этой долине!»
Муми-долина — классическая европейская пастораль, уединенное место на лоне природы, которое делает героя мудрее и счастливее.
Муми-тролль (работа Галины )
Moomintroll
Главный герой истории, сын Муми-мамы и Муми-папы. Внешний вид: похож на бегемотика или гиппопотама белого цвета, с крупным носом, маленькими ушами и глазами, короткими лапами и хвостом. По возрасту — ребёнок, ближе к подростку. Открытый, дружелюбный, любит приключения. Общий любимец, подкупающе искренний, отзывчивый, любит родителей и друзей. Он с удовольствием, как и любой другой ребёнок, пускается во всевозможные путешествия и ищет приключения; всегда жаждет чего-то нового, невиданного, таинственного и необыкновенного. Иногда маленькому Муми-троллю кажется, что время замедляется, а мысли растут — но это растёт он сам. Вообще Муми-тролль смел, но иногда робок. Легко заводит новые знакомства, чем причиняет беспокойство своей маме.

Муми-мама (работа Натальи – touch_me)
Moominmamma
Мама Муми-тролля, супруга Муми-папы. Идеальная мама и жена, воплощение доброты, нежности, заботы. Она всё всем разрешает. Всегда готова принять у себя в доме новую «порцию» друзей своего любимого сына, накормить, окружить вниманием и уложить спать всю эту ораву. Носит фартук и сумочку, в которой, впрочем, не носит ничего особенного, только вещи, которые могут вдруг понадобиться: сухие носки, леденцы, порошки от желудка. Аккуратная, хозяйственная, гостеприимная.

Муми-папа (работа Натальи – touch_me)
Moominpappa
Отец Муми-тролля, супруг Муми-мамы, глава семейства. Муми-папа встретил Муми-маму, когда море во время шторма принесло её прямо к нему в объятия.
Муми-папа — родился при неповторимом положении звёзд и был оставлен в Доме для подкидышей тётки Хемулихи. До встречи с Муми-мамой много путешествовал. Построил Муми-дом и все сооружения самостоятельно. Верен своим привычкам, способен на отчаянные поступки, любит всё необычное. Считает себя одарённым, но непонятым. Обладает исследовательскими и писательскими способностями, любит море.

Снифф (работа Елены)
Sniff
Снифф — друг Муми-тролля, длиннохвостый зверёк, вроде крысёнка. Сын зверька Шнырька и зверюшки Сос и внучатый племянник Фредриксона. Внешне похож на крысёнка, маленького роста, с длинным хвостом. Младше Муми-тролля. Живёт в отдельном домике рядом с муми-домом, часто гостит у муми-семьи.
Капризен, труслив, немного жадный, склонен к занудству. Как сорока, любит всё яркое и блестящее. Нашёл свой грот (хоть и не совсем самостоятельно), о чём неустанно повторяет всем окружающим. Любит существ ещё меньше себя. Любимая фраза: «Это приключение может быть опасно для такого маленького зверька, как я». Очень дорожит своим хвостом.

Фрекен Снорк (работа Галины)
Snork Maiden

Фрёкен Снорк — сестра Снорка, подружка Муми-тролля. Предмет его влюбленности. Внешне похожа на муми-троллей, но меняет цвет при изменении настроения, покрыта тоненьким мягким пухом и имеет пушистую мягкую чёлку и носит золотой браслет на ноге (её естественный цвет, в отличие от брата, — светло-зеленый). Очень кокетлива, любит украшения и проводит много времени перед зеркалом. Очень сообразительна. Хозяйственна, питает симпатии к Муми-троллю.
Снорк (работа Натальи)
The Snork

Снорк — внешне очень похож на Муми-тролля, но, как и все снорки, меняет свой цвет в зависимости от настроения (естественный цвет — бледно-фиолетовый). Друг муми-семьи, старший брат Фрекен Снорк. Изобретатель, педант.Любит во всём наводить порядок и проводить собрания по любому поводу. Очень серьёзный и слегка заносчивый. Мечтает придумать «вычислительную машину, такую, чтобы решала… что хорошо, а что дурно».
Хемуль (работа Елены)
Хемуль — один из самых образованных жителей Долины. Довольно занудный, но в принципе добродушен, если его не злить. Любит командовать и никогда не признаёт своей неправоты. Собирает почтовые марки и растения. Ходит в платье, которое ему досталось в наследство от тётки, в качестве приветствия использует книксен. Имеет многочисленных родственников (один из них, коллекционирующий бабочек, появляется в книге «Муми-тролль и комета»; другой, увлекающийся слаломом и лыжным спортом вообще, — в книге «Волшебная зима»).
Описание от Муми-папы:
"Хемули достигают почти двойной высоты обычного папоротника. У них вытянутые и немного угнетенные лица. Розовые глаза. Нет ушей, но вместо них несколько пучков синих или цвета имбиря волос. Хемули — вовсе не выдающиеся интеллектуалы и легко становятся фанатиками. Их ноги ужасно большие и плоские. Они не могут научиться свистеть, и поэтому не любят любой свист".

Малышка Мю и Мюмла  (работа Елены)

Малышка Мю
Little My
Сестра Мюмлы и Снусмумрика, дочь Мюмлы-мамы. Самая маленькая мюмла на свете. Внешне похожа на человека, носит платье, волосы убраны в высокий хвост. Характер независимый, ничего не боится, умеет постоять за себя, сообразительна, самостоятельна. Семейство муми-троллей удочерило её.
Малышка Мю — самая маленькая мюмла на свете (по размеру, но не по возрасту). Ехидная и насмешливая, но не злая. Не умеет грустить, может только радоваться или сердиться. Любит шум.
Мюмла
Mymble

Сестра Малышки Мю, сводная сестра Снусмумрика и дочь Мюмлы-мамы. Намного выше Малышки Мю, внешне похожа на человека, ходит в платье, имеет длинные красивые волосы, которые забирает в хвост. Голова большая. Есть маленький хвостик, но его не видно под одеждой.
Мюмла — серьёзная девушка, стремится к самостоятельности и независимости. Любит свои роскошные волосы, которые она всё время расчёсывает. Пытается (без особого успеха) воспитывать свою младшую сестру Мю.

Снусмумрик (работа Елены)
Snafkin
Лучший друг Муми-Тролля, сын Мюмлы-мамы и Юксаре. Внешне похож на человека, возраст ближе к подростковому. Лето проводит в Муми-доле, а на зиму отправляется в путешествие на юг.  Живёт в палатке, которую всегда носит в своем рюкзаке., играет на губной гармошке, курит трубку, умеет рассказывать интересные истории и сочинять песни. Независимый, любит одиночество. Ненавидит запрещающие объявления и сторожей.
Знает всех птиц и животных. Неутомимый путешественник и искатель приключений,  Ненавидит запрещающие таблички и сторожей. Равнодушен к собственности.

Тофсла и Вифсла (работа Натальи)
Тофсла и Вифсла — два маленьких юрких создания неопределённого пола (в оригинале были девочками, в некоторых переводах стали мальчиками). Неразлучная парочка, "иностранцы" (говорят на чужеродном для обитателей муми-дола наречии, добавляя к словам окончание -сла). Маленького роста, пугливые.  Никогда не расстаются со своим большим чемоданом. Любят молоко и содержимое своего чемодана.

И, конечно же, Морра!
Морра (швед. Mårran, фин. Mörkö) .
Это единственный персонаж, который я решила взять на себя. Мои таланты, к сожалению, лежать за гранью рукотворчества.
Морра пока единственная, кого я создала собственными руками. Последняя попытка предпринималась лишь в глубоком детстве.
 
Вот такая она у Туве Янссон:
Вначале Морра выступает как отрицательный сюрреалистический персонаж, который преследует корыстные цели. Но на самом деле она ищет тепла и дружбы. Она символизирует одиночество.
Однако вскоре Муми-тролль заводит своеобразные отношения с Моррой: каждый вечер он приходит на берег и включает фонарь, пока Морра поёт и танцует, придерживая свои юбки. Постепенно Муми-тролль понимает, что Морра приходит не ради огня фонаря, а ради него. Он также понимает, что Морра ему стала отчасти близка. Отношения с Муми-троллем помогают Морре избавиться от одиночества, и земля перестает замерзать под ней.

Еще был персонаж, который мне понравился в нашем кукольном мультфильме. Это Ондатр. Но его я не стала воссоздавать. Пусть остается неким эфемерным созданием.
С детства запомнилась его фраза: «Вся жизнь бренна…». Здесь меня больше радовала реакция Сниффа, который с умным видом повторил эту фразу за Ондатром, а потом с наивным видом спросил: «А что такое «бренна»?»  Именно со Сниффом я себя тогда и ассоциировала…
Ондатр (он же Выхухоль) — философ. Впервые появляется в первой главе книги "Муми-тролль и комета", также присутствует в книге "Шляпа Волшебника".
Ондатр (в переводе Брауде и Беляковой его зовут Выхухоль) — очень много «философствует» и любит, чтобы другие за ним ухаживали. Читает толстую книгу под названием «О ненужности всего сущего» (в некоторых переводах — «О тщете всего Сущего») и ожидает конца света.

Таким образом собралась моя компания персонажей сказочного  Муми-дола. И возник вопрос, куда же их поселить.
Дом муми-троллей полон ненужных мелочей, там далеко не всегда прибрано, зато каждому найдется уголок. Над созданием модели Муми-дома Туве Янссон работала вместе с Тууликки Пиетиля, и этот макет до сих пор сохранился в музее, посвященный мумии-троллям в Тампере (Финлядния)



Кроме того, есть книга «Мошенник в Муми-доме», иллюстрации к которой является интерьер этого дома.

Описание обстановки в доме не совсем соответствует его модели в музее, но здесь это несущественно. Хотя сравнить очень интересно.
Например, описание комнаты Муми-папы.
"Однажды в сумерках хемуль прокрался в папину комнату и почтительно остановился в дверях. Это было небольшое помещение со скошенным потолком - прекрасное место для уединения. Голубые стены комнаты украшали ветки странной формы, на одной стене висел календарь с изображением разбитого корабля, а над кроватью была помещена дощечка с надписью: "Хайг. Виски".
На комоде лежали забавные камешки, золотой слиток и множество всяких мелочей, которые оставляешь, если собираешься в дорогу. Под зеркалом стояла модель маяка с остроконечной крышей, маленькой деревянной дверью и оградой из латунных гвоздей под фонарем. Тут был даже переносной трап, который Муми-папа сделал из медной проволоки. В каждое окошечко он вклеил серебряную бумажку."
И фото из книги и музея, найденные на просторах Интернета.

Комната Муми-мамы:
"Впервые вошел хомса Тофт в мамину комнату. Она была белая. Он наполнил умывальник водой и поправил вязаное покрывало. Вазу Филифьонки он поставил на ночной столик. На стенах здесь не было никаких картин, и на комоде не было ничего, кроме блюдечка с иголками, резиновой пробки и двух круглых камешков. На подоконнике хомса нашел складной нож. "Она забыла его, - подумал он, - этим ножом она вырезала лодочки из коры."

Гостиная.
"Хомса робко оглядывал красивую и строгую комнату. Мебель была великолепная, стулья обиты темно-красным бархатом, а на спинке каждого из них была кружевная салфетка. Хомса не посмел сесть. Кафельная печь доходила до самого потолка. Кафель был разрисован сосновыми шишками, шнурок заслонки расшит бисером, а печная дверца была из блестящей латуни. Комод тоже был блестящий - полированный, с золочеными ручками у каждого ящика.
- Ну, так что же ты не садишься? - спросил хемуль.
Хомса присел на самый краешек стула и уставился на портрет, висевший над комодом. Из рамы на него глядел кто-то ужасно серый и косматый, со злыми, близко посаженными глазами, длинным хвостом и огромным носом.
- Это их прадедушка, - пояснил хемуль. - В ту пору они еще жили в печке."

Такие роскошные апартаментов воссоздать при всем своем желании у меня не получилось бы. К тому же это «Сказка в коробочке», поэтому интерьер не должен занимать много места.
Выход был найден. Как-то на распродаже купила деревянный декоративный фонарь. Покрасила его в синий цвет, крышу – в красный.
Внутрь провела свет (использовала гирлянду на батарейках). Теперь этот фонарь можно использовать и в качестве ночника.
В небольшом мультфильме, который выложу в конце данного поста, можно будет увидеть, как изменяется интерьер под конкретного жителя.
Обстановка набиралась из имеющейся мебели.
Комната Муми-папы.
Комната Муми-мамы
Комната Муми-тролля и Сниффа.
Кстати, так она выглядит со светом и без.


Комната Фрекен Снорк.
Гостиная.
В гостиную повесила портрет прадедушки мумии-тролля. «Из рамы на него глядел кто-то ужасно серый и косматый, со злыми, близко посаженными глазами, длинным хвостом и огромным носом».
За основу взяла изображение мумии-тролля из советского диафильма, поэтому прадедушка получился вот такой:
Для своих героев распечатала фоны, чтобы все выглядела более естественно (если так можно сказать). Заодно использовала их в качестве декораций к своему мультфильму.
Предлагаю посмотреть эти картинки и заодно вспомнить цитаты из книги про муми-троллей.
«Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше.
Быть счастливой очень легко.»
Никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться.
Мы должны держать глаза открытыми и видеть, когда стоим на распутье, ведь столько дорог на нашем пути: тропинки, боковые дорожки, разные возможности.
Иногда ужасно тяжело быть самим собой.
Быть коллекционером гораздо веселее, чем быть владельцем.
Ваши планы не обязательно должны быть необычайными, чтобы сделать вас необычайно счастливыми.

В большинстве случаев конец — это начало!
Каждый нуждается в тепле и свете, даже Морра.
О, как это прекрасно — наконец стать старым и выйти на пенсию! — думал Хемуль. — О, как я люблю своих родственников. Особенно теперь, когда могу о них больше не думать

Ночью может быть либо страшно, либо волшебно, в зависимости от компании.
Иногда тайна намного удобней, чем знание ответов на вопросы.
Каждый, вне зависимости от того, мал он или нет, имеет право иногда сердиться.
Не стоит волноваться. В мире нет ничего страшнее нас самих

Я полагаю, что каждое полотно, натюрморт, ландшафт, все что угодно — в самой глубине души автопортрет.
Смотреть на вещи — одно, а держать их в руках, знать, что они твои собственные, — совсем другое.
Тот, кто ест блины с вареньем, не может быть так уж жутко опасен.

Даже самые грустные вещи перестают быть самыми грустными, если относиться к ним правильно.
Каждый человек должен совершить свои ошибки.
Никогда не крась вещи только потому, что у тебя осталась краска.
Зимы всегда довольно тяжёлые. Но, тем не менее, снег — это волшебство.
В обыденной жизни от гениев – одни неприятности.
Днём лишь прогуливаются, но путешествуют ночью.

Чувства сложны и не всегда имеют смысл.
Люди с деньгами иногда пытаются указывать вам, что делать... но у них нет цветов.

Товарищ может говорить тебе ужасные вещи, но назавтра все забыто. Товарищ не прощает, он только забывает, а женщина — она все прощает, но не забывает никогда
На самом деле обо всем можно сочинить песню.

Вам нужны друзья, а не вещи, чтобы иметь дом.
Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно немедленно принимать решение и не ждать, пока это настроение пройдёт.
Ужасно, как подумаешь, что все великие люди умерли! Александр Македонский, Наполеон и все остальные... Да и мне что-то нездоровится.


А вот и финальная фотосцена:

Не сразу заметила, что кое-кого здесь не хватает..
В мультфильме пришлось данную сцену обыграть, чтобы не обидеть нечаянно забытого персонажа.
В заключении хочу сказать, что приобрела книжку "Муми-тролль и конец света. Самый первый комикс Туве Янссон о муми-троллях"
История в картинках "Муми-тролль и конец света" публиковалась в газете Ny Tid в 1947-1948 годах и в оригинальной форме излагает сюжет о космической угрозе миру и чудесном его спасении.

И мультфильм, сделанный уже с моими персонажами:


Спасибо, что зашли!

Комментариев нет:

Отправить комментарий