Antique (антикварные) dolls

Антикварные куклы
В Средние века европейские портные, обшивающие венценосные семьи и представителей знати, придумали гениальный маркетинговый ход. Дабы увлекать богатых клиентов новыми нарядами, были изобретены первые манекены – куклы из дерева, гипса и лака с искусно нарисованными лицами. Миниатюрных красавиц, разодетых в бархат, кружево и шелка, выставляли в витринах в качестве доказательства высокого мастерства кутюрье.
Пандора — кукла XVIIXVIII века, предназначенная для демонстрации моделей одежды. Название получила по имени героини греческой мифологии Пандоры (в переводе с греческого — всем одарённая).

Теоретически такое произведение искусства могло приобрести частное лицо, но стоили первые декоративные куколки просто запредельно дорого. К тому же они были очень хрупкими и требовали исключительно деликатного обращения. Благодаря неусыпной заботе и тщательному уходу некоторые куклы той эпохи дожили до наших дней. Одну из них, созданную специально для английской королевы где-то в конце XVII столетия, сегодня гордо демонстрируют посетителям Лондонского музея.
«Доступные красавицы» из высшего общества
Многие поколения восторгались восхитительными игрушками, томясь вожделением и нереализованной жаждой обладания. Попытки как-то упростить производство и сделать кукол более дешевыми предпринимались неоднократно. Некоторые эксперименты были довольно успешными: на смену глазурованной сосне пришли воск, папье-маше и специальные композитные материалы из древесной стружки, бумаги, яиц и золы.
А потом появился фарфор! Красавиц с аккуратно вылепленными частями тела и совершенно живыми личиками массово начали производить в середине позапрошлого столетия. Мастера XIX века стремились к реализму, мечтали сделать свои игрушки узнаваемыми, непохожими на других. Именно поэтому антикварные куклы так харизматичны, каждая имеет свой характер, индивидуальный стиль. Нарисованные глазки смотрят лукаво и внимательно – перед ними пронеслось много десятилетий, наполненных самыми удивительными событиями!

В странах континентальной Европы стали особенно популярны куколки из «бисквита», лишенного глянцевого блеска. Экспериментируя с добавлением красителей, мастера добивались естественных оттенков, максимально похожих на цвет человеческой кожи. Куклы все еще оставались «взрослыми дамами» в шикарных нарядах, но стали гораздо доступнее в плане цены. Их приобретали ради украшения интерьера или в подарок дочерям – для игры.

Очередной «революционный переворот» совершил француз Эмиль Жумо – потомственный кукольник, предложивший вниманию публики игрушку-ребенка. Очаровательная девочка Bebe Jumeau с пухленькими щечками, пальчиками и ножками начала свою «триумфальную гастроль» по миру в 1880 году, сохраняя невероятную популярность свыше пятидесяти лет. Месье Жумо был эстетом, он предпочитал сотрудничать не с ремесленниками, а с талантливыми скульпторами, поэтому его девочки похожи на самых настоящих малышек со старых фотографий.

Арманд Марсель и его куклы
Арманд Марсель (Armand Marseille) родился в 1856 году, в Санкт-Петербурге. Его отец был придворным архитектором Николая 1. После кончины императора, семья Marseille уехала из России и обосновалась в Тюрингии, в городке Coburg (Кобург).
После завершения своего образования, Арманд Марсель приобрел небольшую фабрику по производству игрушек в Зоннеберге (1884 г.), ранее принадлежавшую Матису Ламберту (Mathias Lambert), а затем, по истечении года, стал владельцем фарфорового заводика в Коппельсдорфе, и переоборудовал его для изготовления кукольных фарфоровых голов.
Фабрика Марселя производила кукольные головы и для  других кукольных изготовителей, таких как Seyfarth & Reinhardt, C.M. Bergmann, Wislizenus, и многих других.
Во времена успешной деятельности, фабрика Арманда Марселя, ежедневно производила до 1000 кукольных голов, часто одни и те же отливки получались абсолютно разными и, соответственно, разного качества. Именно поэтому, коллекционеры, приобретающие кукол Арманда Марселя, в первую очередь, изучают лицо куклы (у кукол более высокого качества достаточно тонкая роспись и легкий, нежный румянец).
Кукольные головы из необожженного фарфора, изготовленные на фабрике Арманда Марселя, в основном, маркировались «Armand Marseille» или «A.M.», с добавлением «Made in Germany» или «Germany», буквы (прописные/печатные) и слова наносились различными шрифтами. Размер куклы обозначался специальным номером, который располагался после маркировки «A.M.» или  между буквами А и М. Существуют клейма, на которых стоят лишь номера отливки, без инициалов кукольного фабриканта. Вообще же, у кукол Арманда Марселя, номером отливки могло быть имя собственное, а также трехзначная или четырехзначная цифра. Самые распространенные отливки, выпускаемые на протяжении 30 лет – 370 (на кожаном теле) и 390 (на деревянно-композитном теле). Ну, а наиболее известными куклами Armand Marseille, в процентом соотношении их выпуска, являются: «Googly» - 3 %, «Florodora» - 10 %, «3200» - 3 %, «My Dream Beby» - 4 %, «1894» - 8 %, «370» - 15 %, «390» - 45 %, Queen Louse и другие – 12 %.


Карманные куклы Mignonnette

Mignonnette (миньонетт) - это "карманные" куколки-малютки ростом до 20 см.
Первые такие куколки - полностью из неглазурованного (то есть неблестящего) фарфора, с поворачивающимися ручками и ножками, появилисьв 1860-х годах в Париже. Первым фабрикантом был Фердинанд Састрак. Он выпускал фарфоровых кукол не выше 20 см (чаще всего - около 10-15 см), у которых сгибаются колени и локти (благодаря деревянному шарику в сочленениях). Руки у кукол получались из-за такого шарика немного непропорциональными, длинноватыми. 

Глаза у них делались стеклянные, не закрывающиеся. Лица кукол расписывались вручную, а парики делали из натурального мохера обычно светлого цвета.
Самые ранние Mignonnette были босые, без обуви. Чуть позже, спустя около 10 лет от появления, у некоторых из них появились нарисованные ботиночки и носочки, и уже потом все маленькие куколки стали выпускаться в изящных ботиночках, туфельках и полусапожках. Продавались они обычно в красивых коробочках сразу с приданым.

Названы эти куколки были Mignonnette ("крошка" в переводе с французского) примерно в 1880-х годах.

В Германии также появились подобные куколки, но в отличие от французских, они были недорогими, с композитными телами. Продавались часто в коробке с наборами для шитья - шить одежду для кукол-малюток. Бывало, что на какой-то из фабрик закупалась партия простеньких куколок невысокого качества, а затем они роскошно одевались и продавались в коробках с целыми гардеробами одежды, и были очень популярны.

Кукольная фабрика Carl Hartmann (конец 19 века) выпустила серию роскошно одетых кукол-малюток в разноцветных больших капорах - Globe Babies.
Kammer&Reinhardt (1902 год) выпустил серию Small Ladies. Они могли передвигать ногами и вертеть головой.

Малюток собственного производства делали на фабриках Armand Marseille, Simon & Halbig, Ernst Heubach, Hermann Steiner, Theodor Recknagel, Kestner.


Карманные куколки Kestner особо интересны и лучше других. Среди наиболее дорогих и редких кукол-малышек Kestner — малышки довольно плотного телосложения, с нарисованными высокими сапожками на каблучках (чаще всего черного или желтого цвета).




Из дней минувших – в день завтрашний
Несмотря на огромный выбор игрушек из пластика и винила, фарфоровые куклы до сих пор производятся и пользуются на рынке высоким спросом. Для этого хрупкого материала 50-60 лет – солидный возраст, поэтому «девочки» и «мальчики», приобретенные сегодня, к концу XXI века будут уже считаться антиквариатом. Впрочем, объектом охоты коллекционеров в будущем станет лишь малая часть современных красавиц.

Что же такое антиквариат в понимании специалистов, и почему он так высоко ценится? Официально подобный статус получают куколки, созданные лет сто назад – до начала 30-х годов минувшего столетия. Чем раньше игрушка появилась на свет, тем она ценнее. Важнейшее значение имеет сохранность и редкость экземпляра. К примеру, из «пражской сотни» кукол Альбера Марке сохранилось не более двадцати, поэтому стоимость каждой чрезвычайна высока. На одном из последних аукционов красавица этого мастера ушла с торгов за 212 тысяч долларов.

Настоящие антикварные куклы хранятся в частных коллекциях, но время от времени владельцы выставляют их на аукцион. Самые престижные дома (в частности, «Кристи» или «Сотбис») с удовольствием занимаются продажей старинных игрушек. Еще бы! Спрос значительно превышает имеющееся предложение, количество потенциальных покупателей огромно – сегодня на Западе коллекционирование кукол по распространенности опережает традиционную филателию.
И это при том, что такое увлечение сложно назвать бюджетным. «Дамы» и «кавалеры» XIX века обходятся их новым хозяевам не дешевле престижных автомобилей. И все-таки вложения себя оправдывают – эксперты уверяют, что ценность антикварных фарфоровых красавиц ежегодно увеличивается на 10-12 процентов. Естественно, речь идет о самых ухоженных экземплярах, идеально сохранившихся или очень грамотно отреставрированных.


Куклы из бисквита и фарфора

Куклы из бисквита часто, но неправильно, называют фарфоровыми куклами, они были новшеством в конце 1860-х годов. До того времени куклы из фарфора были покрыты глазурью (часто таких кукол называют "китайскими"). Бисквитные куклы позволили передавать более реалистичный оттенок кожи.

Антикварные фарфоровые куклы поначалу были с кожаными или матерчатыми телами, затем стали делаться из композита. Сегодня бисквитные куклы слишком хрупкие и дорогие, для игровых целей они не производятся, бывают только коллекционными.

Что такое бисквит и фарфор?
Бисквит - это неглазурованный фарфор.
Фарфор создаётся как паста из глины и воды, которую формуют, а затем обжигают при высоких температурах. После обжига формованная голова куклы ещё несколько раз обжигается, после применения краски для росписи лица. Применение цвета необходимо для создания более реалистичного оттенка кожи.
Если в бисквит не добавляется цвета и он остается белым и неглазурованным, кукла иногда называется "паросской" ("parian").

Производство бисквитных кукол
В конце 1860-х годов несколько французских кукольных фирм создали первых неглазурованных фарфоровых кукол. Эти куклы из бисквита медленно набирали популярность, а в начале 1900-х годов бисквит стал основным материалом для производства кукольных голов, самым популярным.
Так или иначе, бисквитные куклы производились с тех пор, а набрали большую популярность они снова лишь в 1980-х годах, с появлением коллекционеров кукол.

Размеры и характеристики бисквитных кукол
Кукла считается бисквитной, если голова куклы сделана из бисквита.
Большинство таких кукол не полностью бисквитные, такими их не делают из-за большого веса и хрупкости.
Небольшие куклы, известные как полностью бисквитные, были в моде с конца 1800-х до приблизительно 1930-х годов, многие из них были известны как "куклы Пенни" (penny dolls).
Большинство бисквитных кукол имеет тело из ткани или композита.
Бисквитные куклы выпускались во всех размерах, от 1/2 дюйма до ростовых кукол (5 футов и более).

Где производят бисквитных кукол

Антикварные немецкие куклы, 7 дюймов. Торс - папье-маше, конечности - композит, голова - бисквит.
Тысячи компаний изготовляли кукол из бисквита на протяжении всей истории.
Большинство фарфоровых кукол сначала производились во Франции, а затем производства были переведены в Германию в 1880-х и 1890-х годах. В начале 1900-х годов производство большей частью перешло в Соединенные Штаты, а затем, к концу 20-го века, в Китай.
Почти все бисквитные куклы, созданные сегодня, кроме художественных авторских кукол, сделаны в Китае.

Цены на бисквитных кукол
1892, кукла от J D Kestner. Германия.
Разброс цен на кукол из бисквита огромен: самые дорогие могут стоить более $200,000, а других можно купить менее чем $5, существуют и совсем простые фарфоровые китайские куколки, маленькие, буквально копеечные. 
Большинство коллекционных кукол из бисквита на массовом рынке стоят сегодня от $20 до $500 в зависимости от используемых материалов и эксклюзивности куклы.
Много прекрасных антикварных кукол из бисквита можно приобрести менее чем за $500, хотя есть многие куклы, которые оцениваются в тысячи долларов.

Современные куклы: фарфор или винил высокого качества?
Сегодня коллекционеры мечутся между коллекционными куклам, сделанными из бисквита или высококачественного винила. Что лучше? Сказать очень трудно.
Некоторые компании, такие как Himstedt, Tonner и Alexander, делают кукол только из качественного винила. Другие, такие как Мари Осмонд, делают большинство своих кукол из бисквита-фарфора.

Бисквитные куклы более хрупкие, но они имеют историю, прошлое. Винил невозможно разбить, и он является более приятным в обращении, но мы пока не знаем о его долговечности на сроках в 100 лет и более.


Целиком статьи: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий