Антикварные куклы
В Средние
века европейские портные, обшивающие венценосные семьи и представителей знати,
придумали гениальный маркетинговый ход. Дабы увлекать богатых клиентов новыми
нарядами, были изобретены первые манекены – куклы из дерева, гипса и лака с
искусно нарисованными лицами. Миниатюрных красавиц, разодетых в бархат, кружево
и шелка, выставляли в витринах в качестве доказательства высокого мастерства
кутюрье.
Пандора — кукла XVII—XVIII века, предназначенная для демонстрации моделей одежды. Название получила по имени героини греческой мифологии Пандоры (в переводе с греческого — всем одарённая).
Теоретически такое произведение искусства могло
приобрести частное лицо, но стоили первые декоративные куколки просто
запредельно дорого. К тому же они были очень хрупкими и требовали исключительно
деликатного обращения. Благодаря неусыпной заботе и тщательному уходу некоторые
куклы той эпохи дожили до наших дней. Одну из них, созданную специально для
английской королевы где-то в конце XVII столетия, сегодня гордо демонстрируют
посетителям Лондонского музея.
«Доступные красавицы» из высшего общества
Многие поколения восторгались восхитительными игрушками,
томясь вожделением и нереализованной жаждой обладания. Попытки как-то упростить
производство и сделать кукол более дешевыми предпринимались неоднократно.
Некоторые эксперименты были довольно успешными: на смену глазурованной сосне
пришли воск, папье-маше и специальные композитные материалы из древесной
стружки, бумаги, яиц и золы.
А потом появился фарфор! Красавиц с аккуратно
вылепленными частями тела и совершенно живыми личиками массово начали производить
в середине позапрошлого столетия. Мастера XIX века стремились к реализму,
мечтали сделать свои игрушки узнаваемыми, непохожими на других. Именно поэтому
антикварные куклы так харизматичны, каждая имеет свой характер, индивидуальный
стиль. Нарисованные глазки смотрят лукаво и внимательно – перед ними пронеслось
много десятилетий, наполненных самыми удивительными событиями!
В странах континентальной Европы стали особенно популярны
куколки из «бисквита», лишенного глянцевого блеска. Экспериментируя с
добавлением красителей, мастера добивались естественных оттенков, максимально
похожих на цвет человеческой кожи. Куклы все еще оставались «взрослыми дамами»
в шикарных нарядах, но стали гораздо доступнее в плане цены. Их приобретали
ради украшения интерьера или в подарок дочерям – для игры.
Очередной
«революционный переворот» совершил француз Эмиль Жумо –
потомственный кукольник, предложивший вниманию публики игрушку-ребенка.
Очаровательная девочка Bebe Jumeau с пухленькими щечками, пальчиками
и ножками начала свою «триумфальную гастроль» по миру в 1880 году, сохраняя
невероятную популярность свыше пятидесяти лет. Месье Жумо был эстетом, он
предпочитал сотрудничать не с ремесленниками, а с талантливыми скульпторами,
поэтому его девочки похожи на самых настоящих малышек со старых фотографий.
Арманд Марсель и его куклы
Арманд Марсель (Armand Marseille) родился в 1856 году, в Санкт-Петербурге. Его отец был придворным архитектором Николая 1. После кончины императора, семья Marseille уехала из России и обосновалась в Тюрингии, в городке Coburg (Кобург).
После завершения своего образования, Арманд Марсель приобрел небольшую фабрику по производству игрушек в Зоннеберге (1884 г.), ранее принадлежавшую Матису Ламберту (Mathias Lambert), а затем, по истечении года, стал владельцем фарфорового заводика в Коппельсдорфе, и переоборудовал его для изготовления кукольных фарфоровых голов.
Фабрика Марселя производила кукольные головы и для других кукольных изготовителей, таких как Seyfarth & Reinhardt, C.M. Bergmann, Wislizenus, и многих других.
Во времена успешной деятельности, фабрика Арманда Марселя, ежедневно производила до 1000 кукольных голов, часто одни и те же отливки получались абсолютно разными и, соответственно, разного качества. Именно поэтому, коллекционеры, приобретающие кукол Арманда Марселя, в первую очередь, изучают лицо куклы (у кукол более высокого качества достаточно тонкая роспись и легкий, нежный румянец).
Кукольные головы из необожженного фарфора, изготовленные на фабрике Арманда Марселя, в основном, маркировались «Armand Marseille» или «A.M.», с добавлением «Made in Germany» или «Germany», буквы (прописные/печатные) и слова наносились различными шрифтами. Размер куклы обозначался специальным номером, который располагался после маркировки «A.M.» или между буквами А и М. Существуют клейма, на которых стоят лишь номера отливки, без инициалов кукольного фабриканта. Вообще же, у кукол Арманда Марселя, номером отливки могло быть имя собственное, а также трехзначная или четырехзначная цифра. Самые распространенные отливки, выпускаемые на протяжении 30 лет – 370 (на кожаном теле) и 390 (на деревянно-композитном теле). Ну, а наиболее известными куклами Armand Marseille, в процентом соотношении их выпуска, являются: «Googly» - 3 %, «Florodora» - 10 %, «3200» - 3 %, «My Dream Beby» - 4 %, «1894» - 8 %, «370» - 15 %, «390» - 45 %, Queen Louse и другие – 12 %.
Карманные
куклы Mignonnette
Mignonnette (миньонетт) - это
"карманные" куколки-малютки ростом до 20 см.
Первые такие
куколки - полностью из неглазурованного (то есть неблестящего) фарфора, с
поворачивающимися ручками и ножками, появилисьв 1860-х годах в Париже. Первым
фабрикантом был Фердинанд Састрак. Он выпускал фарфоровых кукол не выше 20 см
(чаще всего - около 10-15 см), у которых сгибаются колени и локти (благодаря
деревянному шарику в сочленениях). Руки у кукол получались из-за такого шарика
немного непропорциональными, длинноватыми.
Глаза у них
делались стеклянные, не закрывающиеся. Лица кукол расписывались вручную, а
парики делали из натурального мохера обычно светлого цвета.
Самые ранние
Mignonnette были босые, без обуви. Чуть позже, спустя около 10 лет от
появления, у некоторых из них появились нарисованные ботиночки и носочки, и уже
потом все маленькие куколки стали выпускаться в изящных ботиночках, туфельках и
полусапожках. Продавались они обычно в красивых коробочках сразу с приданым.
Названы эти
куколки были Mignonnette ("крошка" в переводе с французского)
примерно в 1880-х годах.
В Германии
также появились подобные куколки, но в отличие от французских, они были
недорогими, с композитными телами. Продавались часто в коробке с наборами для
шитья - шить одежду для кукол-малюток. Бывало, что на какой-то из фабрик
закупалась партия простеньких куколок невысокого качества, а затем они роскошно
одевались и продавались в коробках с целыми гардеробами одежды, и были очень
популярны.
Кукольная
фабрика Carl Hartmann (конец 19 века) выпустила серию роскошно одетых
кукол-малюток в разноцветных больших капорах - Globe Babies.
Kammer&Reinhardt (1902 год) выпустил
серию Small Ladies. Они могли передвигать ногами и вертеть головой.
Малюток собственного
производства делали на фабриках Armand Marseille, Simon & Halbig,
Ernst Heubach, Hermann Steiner, Theodor Recknagel, Kestner.
Карманные куколки Kestner особо интересны и лучше других. Среди наиболее дорогих и редких кукол-малышек Kestner — малышки довольно плотного телосложения, с нарисованными высокими сапожками на каблучках (чаще всего черного или желтого цвета).
Из дней минувших – в день завтрашний
Несмотря на огромный выбор игрушек из пластика и винила,
фарфоровые куклы до сих пор производятся и пользуются на рынке высоким спросом.
Для этого хрупкого материала 50-60 лет – солидный возраст, поэтому «девочки» и
«мальчики», приобретенные сегодня, к концу XXI века будут уже считаться
антиквариатом. Впрочем, объектом охоты коллекционеров в будущем станет лишь
малая часть современных красавиц.
Что же такое
антиквариат в понимании специалистов, и почему он так высоко ценится?
Официально подобный статус получают куколки, созданные лет сто назад – до
начала 30-х годов минувшего столетия. Чем раньше игрушка появилась на свет, тем
она ценнее. Важнейшее значение имеет сохранность и редкость экземпляра. К
примеру, из «пражской сотни» кукол Альбера Марке сохранилось
не более двадцати, поэтому стоимость каждой чрезвычайна высока. На одном из
последних аукционов красавица этого мастера ушла с торгов за 212 тысяч
долларов.
Настоящие антикварные куклы хранятся в частных
коллекциях, но время от времени владельцы выставляют их на аукцион. Самые
престижные дома (в частности, «Кристи» или «Сотбис») с удовольствием занимаются
продажей старинных игрушек. Еще бы! Спрос значительно превышает имеющееся
предложение, количество потенциальных покупателей огромно – сегодня на Западе
коллекционирование кукол по распространенности опережает традиционную
филателию.
И это при том, что такое увлечение сложно назвать
бюджетным. «Дамы» и «кавалеры» XIX века обходятся их новым хозяевам не дешевле
престижных автомобилей. И все-таки вложения себя оправдывают – эксперты
уверяют, что ценность антикварных фарфоровых красавиц ежегодно увеличивается на
10-12 процентов. Естественно, речь идет о самых ухоженных экземплярах, идеально
сохранившихся или очень грамотно отреставрированных.
Куклы из
бисквита и фарфора
Куклы из
бисквита часто, но неправильно, называют фарфоровыми куклами, они были
новшеством в конце 1860-х годов. До того времени куклы из фарфора были покрыты
глазурью (часто таких кукол называют "китайскими"). Бисквитные куклы
позволили передавать более реалистичный оттенок кожи.
Антикварные
фарфоровые куклы поначалу были с кожаными или матерчатыми телами, затем стали
делаться из композита. Сегодня бисквитные куклы слишком хрупкие и дорогие, для
игровых целей они не производятся, бывают только коллекционными.
Что такое
бисквит и фарфор?
Бисквит - это
неглазурованный фарфор.
Фарфор
создаётся как паста из глины и воды, которую формуют, а затем обжигают при
высоких температурах. После обжига формованная голова куклы ещё несколько раз
обжигается, после применения краски для росписи лица. Применение цвета
необходимо для создания более реалистичного оттенка кожи.
Если в
бисквит не добавляется цвета и он остается белым и неглазурованным, кукла
иногда называется "паросской" ("parian").
Производство
бисквитных кукол
В конце
1860-х годов несколько французских кукольных фирм создали первых
неглазурованных фарфоровых кукол. Эти куклы из бисквита медленно набирали
популярность, а в начале 1900-х годов бисквит стал основным материалом для
производства кукольных голов, самым популярным.
Так или
иначе, бисквитные куклы производились с тех пор, а набрали большую популярность
они снова лишь в 1980-х годах, с появлением коллекционеров кукол.
Размеры и
характеристики бисквитных кукол
Кукла
считается бисквитной, если голова куклы сделана из бисквита.
Большинство
таких кукол не полностью бисквитные, такими их не делают из-за большого веса и
хрупкости.
Небольшие
куклы, известные как полностью бисквитные, были в моде с конца 1800-х до
приблизительно 1930-х годов, многие из них были известны как "куклы
Пенни" (penny dolls).
Большинство
бисквитных кукол имеет тело из ткани или композита.
Бисквитные
куклы выпускались во всех размерах, от 1/2 дюйма до ростовых кукол (5 футов и
более).
Где
производят бисквитных кукол
Антикварные
немецкие куклы, 7 дюймов. Торс - папье-маше, конечности - композит, голова -
бисквит.
Тысячи
компаний изготовляли кукол из бисквита на протяжении всей истории.
Большинство
фарфоровых кукол сначала производились во Франции, а затем производства были
переведены в Германию в 1880-х и 1890-х годах. В начале 1900-х годов
производство большей частью перешло в Соединенные Штаты, а затем, к концу 20-го
века, в Китай.
Почти все
бисквитные куклы, созданные сегодня, кроме художественных авторских кукол,
сделаны в Китае.
Цены на
бисквитных кукол
1892, кукла
от J D Kestner. Германия.
Разброс цен
на кукол из бисквита огромен: самые дорогие могут стоить более $200,000, а
других можно купить менее чем $5, существуют и совсем простые фарфоровые
китайские куколки, маленькие, буквально копеечные.
Большинство
коллекционных кукол из бисквита на массовом рынке стоят сегодня от $20 до $500
в зависимости от используемых материалов и эксклюзивности куклы.
Много
прекрасных антикварных кукол из бисквита можно приобрести менее чем за $500,
хотя есть многие куклы, которые оцениваются в тысячи долларов.
Современные
куклы: фарфор или винил высокого качества?
Сегодня
коллекционеры мечутся между коллекционными куклам, сделанными из бисквита или
высококачественного винила. Что лучше? Сказать очень трудно.
Некоторые
компании, такие как Himstedt, Tonner и Alexander, делают кукол только из
качественного винила. Другие, такие как Мари Осмонд, делают большинство своих
кукол из бисквита-фарфора.
Бисквитные
куклы более хрупкие, но они имеют историю, прошлое. Винил невозможно разбить, и
он является более приятным в обращении, но мы пока не знаем о его долговечности
на сроках в 100 лет и более.
Целиком статьи:
Комментариев нет:
Отправить комментарий