вторник, 15 августа 2017 г.

Puppets from Myanmar

Здравствуйте! Всем хорошего дня и прекрасного настроения :) Думала заняться ревизией своей Барби коллекции, а тут родные приехали из Мьянмы и привезли кукол-марионеток! К своему стыду, я даже не знала об их существовании до сих пор. Как оказалось, история этих кукол достаточно древняя. Но, что самое замечательное, они идеально вписались в мое иплосемейство. Каким образом? Расскажу :) Итак, этих кукол, если мы говорим об иплосемье, привез из Мьянмы Эдан. Не знаю, где его вообще носило все эти годы. Думаю, еще узнаем об этом. Но в Мьянме (или Бирме) он побывал.
Как-то Кайл застал Эдана с двумя странными куклами.


— Эдан, ты что? В детство впал? Не знал, что ты играешь в куклы!

— Помолчи, салага! Это не просто куклы. В них сила и энергия древнего бирманского государства.

— Это еще не куклы-марионетки. Обычные брелки…

— Марионетки сделаны по всем правилам кукольного театра.





— Вот так выглядят куклы-марионетки. История их такая.
На протяжении веков никакого другого театра, кроме кукольного, в Мьянме не было. Возник он в XI веке на территории древнего бирманского государства Паган.

После того, как оно пришло в упадок, театральной Меккой стал город Мандалай, некогда оплот могущественных бирманских властителей, а ныне культурная столица Мьянмы.



Сегодня, чтобы увидеть в Мандалае традиционных бирманских марионеток, не обязательно идти в театр. Деревянные лошади, буддийские божества наты, королевские шуты — бирманские аналоги нашего Петрушки — продаются здесь на каждом углу.

Почти при всех сувенирных лавках есть кукольные мастерские, где делают популярных героев театра марионеток.

Кстати, раньше изготовление марионеток резчикам не доверяли.

Считалось, что марионетки — не просто куклы, а посланцы богов. Поэтому делали их только те, кто прошел особое посвящение.



Как правило, это были сами кукловоды. Теперь мало кто из них сам делает куклы.

Кукол вырезают из дерева отдельные части, а другие мастера соединяют их металлическими шарнирами и шьют кукле костюм. Его делают из хлопчатобумажной ткани и расшивают бисером.

Каждого персонажа бирманского кукольного театра традиционно делают из определенной породы дерева: для изготовления шута обычно берут мягкий падаук, Тэджамина — верховное божество — вырезают из камфорного дерева.

К сожалению, за последние двадцать лет очень многое изменилось. И главное это то, что почти перестали делать марионеток для театра. Теперь основные покупатели — иностранные туристы. А театр сейчас переживает не лучшие времена. Хотя представления идут.





В самом известном театре Мандалая кукольные представления, как и прежде, дают трижды в неделю.

Но бирманцы в зрительном зале — большая редкость. На представления ходят в основном туристы, которые здесь же покупают марионеток в качестве сувениров.

Всякое кукольное представление начинается с музыкального вступления, которое исполняется на бирманской арфе — она называется сэйн.

Когда вступление заканчивается, на сцене появляются все герои спектакля: шуты, принцы, звездочеты. Они движутся в танце под аккомпанемент оркестра, состоящего из традиционных бирманских инструментов.

Число музыкантов в театральном оркестре и участвующих в спектакле марионеток раньше было строго определенным.

Но старым канонам уже мало кто следует. Единственное, что пока остается без изменений, — это репертуар.

Его основа, как и столетия назад, джатаки — древние буддийские притчи, только сильно осовремененные. В угоду иностранной публике постановщики всячески упрощают сюжет, сокращают, а порой и вовсе выкидывают сцены.

Эпизоды, которые иностранец заведомо не может понять, заменяют кукольными танцами. Параллельно с упрощением содержания проще становится и техника работы с марионетками. Например, раньше кукловоды управляли своими куклами с помощью шести десятков нитей. В наши дни они обходятся всего семнадцатью.



Зато теперь зрители могут наблюдать за манипуляциями кукловодов — для этого плотный занавес, скрывающий их от зала, время от времени приподнимается. В ходе спектакля кукловоды разыгрывают между собой небольшие сценки, подшучивают друг над другом и над зрителями, которым смысл этих шуток остается непонятным, так как почти все они иностранцы.

Раньше кукловоды еще активнее участвовали в представлении. Но по мере упрощения сюжетов для них остается все меньше возможностей для самовыражения. Есть один интересный спектакль, где "гвоздь программы" — танец куклы и девушки, играющей роль куклы. То, что в кукольных спектаклях стали принимать участие женщины — тоже новшество. Испокон века профессия актера и кукловода была в Бирме исключительно мужской. Это и многие другие изменения продиктованы стремлением вернуть в театр бирманского зрителя.

Традиционные сюжеты и приемы исполнения, одни и те же герои — этим в XXI веке публику не привлечешь. И все же молодежь в кукольную профессию приходит.






А это уже фото из Мьянмы:






Так выглядит сам театр.










Спасибо, что зашли! Рада, что смогла поделиться своими впечатлениями, поскольку эти марионетки стали для меня настоящим откровением!
Литературный источник: www.vokrugsveta.ru/tv/vs/cast/270/

Как идет кукольное представление, и под какую музыку, можно узнать из видео (тоже эксклюзив :)):


Просто Мьянма…






Вид с воздушного шара.








Комментариев нет:

Отправить комментарий